Поиск авто: расширенный поиск

UAH
USD
EUR
  • Что нужно знать о своих глазах автомобилистам?

    2008-07-24 12:08:39 - пишет Nquit : 2120


    Причину большинства аварий водители - виновники происшествий определяютдвумя словами: "Не заметил". Не заметил грузовик сбоку, не увиделдорожный знак, проглядел, как сосед справа перестроился в мой ряд. Вобщем, зрение подвело… Как увидеть опасности, подстерегающие вас надороге?


    НИЧЕГО НЕ ВИЖУ, НИЧЕГО НЕ ЗНАЮ...

    Офтальмолог Андрей Ванин, который часто проверяет зрение у водителей в одной медицинской фирме:

    - Тем, у кого проблемы со зрением в допустимых рамках, -рассказывает Андрей, - мы рекомендуем носить за рулем очки или линзы.Но на наши советы многие просто плюют. Им кажется, что машину водятруками и ногами, а глаза - только приложение к ним. Между тем 90%информации водитель получает как раз с помощью зрения.

    К сожалению, привыдаче медицинских справок врачи действуют по инструкции, проверяютлишь основные параметры: близорукость, дальнозоркость, остроту зрения,способность различать цвета, очертания цифр. Я не припомню, чтобыкто-то из коллег измерял у водителей, к примеру, угол бокового зренияили умение определять расстояние до предметов - глазомер, умениесосредоточить взгляд на опасности и так далее. Вот и получается, чтомашины у нас часто водят люди, которые видят полдороги, а то и меньше.Отсюда и аварии.

    Вывод из разговора с офтальмологом неутешителен. Оказывается, у насоколо 40% автомобилистов имеют опасные дефекты зрения, а водителей,которые видят на 100%, то есть обладают орлиной зоркостью, в нашкомпьютерный век вообще редко встретишь. Если учесть, что медицинскиесправки о состоянии здоровья многие покупают, то процент полуслепых на наших дорогах гораздо выше. Самое грустное, что водители чащевсего даже не подозревают о своих проблемах. А ведь многие из них можнорешить или хотя бы уменьшить их негативное воздействие без особыхусилий.

    НЕ КОСИ

    С дальнозоркостью, близорукостью, а также с остротой зрения всевроде бы понятно. Чтобы их проверить, надо идти к врачам и учесть ихсоветы насчет линз и очков.

    Кстати, линзы в поездках, а особенно погороду, конечно же, предпочтительнее. Любая оправа сужает такназываемый угол бокового зрения. Кроме того, края стекол очков,особенно с большими диоптриями, искажают реальное изображение. Но ужесли вы предпочитаете очки, то выбирайте такие, у которых естьдвустороннее антибликовое покрытие. Они пропускают больше света,объекты видно четче, а ночью такие стекла не дают фарам обгоняющихмашин слепить водителя.

    Можно также попросить офтальмолога проверить и другие параметрывашего зрения, а заодно узнать у него, как действовать за рулем при томили ином недостатке. Но на это нужно время, а его всегда в обрез.Поэтому действуйте сами. Знать, на что способны ваши глаза, когда выведете авто, уже много значит.

    Проверку начать лучше как раз с бокового зрения. Она проста.Выберите предмет на уровне глаз и отойдите от него метров на 10. Теперьголову - прямо, смотрите на него не отрываясь. Разведите руки в стороныпараллельно плечам. Медленно сводите их, но не опускайте вниз. Наконец,глядя на предмет, вы увидели свои руки боковым зрением. Стоп! Измерьтеугол между положением, которое они занимают в данный момент, и ихисходным положением. Если он превышает 20 градусов, то боковое зрение "хромает". Вам при всем желании не увидеть все, что находится справа ислева от вашей машины, поскольку поле обзора (то, что видно, если неповорачивать голову) узко.

    В идеале угол должен быть равен 180градусам. Если он снизился до 40 градусов - дело швах. Значит, выстрадаете "тоннельным зрением". Что это? А то, что вы способны видетьтолько то, что впереди машины, как в тоннеле, и вообще не замечаетевсе, что по ее бокам.

    Для вождения это опасно, но не стоит отчаиваться.Во-первых, офтальмологи подскажут, какими упражнениями можно расширитьбоковое зрение. А во-вторых, есть приемы, помогающие "тоннельщикам"лучше ориентироваться в потоке автомашин. Им стоит запомнить места, гдесправа или слева может неожиданно появиться пешеход или другое авто.Обычно это выезды из дворов, перекрестки, повороты, где нет разметки,пересечения дорог. Здесь лучше не косить глазами, пытаясь разглядеть,что сбоку, а чуть повернуть голову.

    А вообще-то косить глазами за рулем врачи не рекомендуют и тем, укого с боковым зрением все нормально. Дело в том, что после того какчеловек повернул глазное яблоко в сторону, а потом вернул его "наместо", он не может мгновенно засечь опасность спереди. Так что и "зрячему" надежнее повернуть голову чуть вбок.

    И еще. Угол бокового зрения увеличится, если вы правильно сядете заруль. То есть отодвинете водительское кресло настолько, чтобы ногидоставали до педалей, вытянутые руки дотягивались до баранки, а спинаприжималась плотно к спинке. Тогда голова ваша будет находиться где-тоу заднего краешка левого водительского стекла. По бокам вы увидитенамного больше, чем в позе "учителки", как называют автомобилистов,которые грудью касаются рулевого колеса. Замечу также, что у женщинбоковое зрение от природы лучше, чем у мужчин, но прижиматься к баранке(этим грешат многие дамы) во время езды им тоже не стоит.

    ГЛАЗ - НЕ АЛМАЗ

    Что нужно знать о своих глазах: они способны быстро переключаться содного предмета на другой, третий, а то и видеть несколько объектоводновременно. Сами понимаете, что в городе без такого качества ездитьвесьма проблематично. Проверить эту способность легко. Медикипредлагают специальную таблицу, в которую внесен ряд цифр,расположенных в таком порядке:

    26 2 48 7 32 16 29 4 19 25 11 3 35 12 37 46 20 28 10 41 15 22 43 549 23 8 44 13 1 17 33 40 21 36 9 14 39 6 18 45 27 31 47 38 42 24 30 34.

    Сядьте поудобнее и положите перед собой газету. Включите секундомери попытайтесь быстро отыскать в таблице цифры по порядку от 1 до 49.Сделали это за минуту или меньше - можете прыгать от радости: глаза васне подведут в сложной и изменчивой ситуации. Больше 80 секунд -насторожитесь: глазам требуется помощь, возможно медицинская. Чтобыубедиться окончательно, посмотрите еще одну табличку, где одни цифрывыделены жирным шрифтом, а другие - обычным:

    11 19 4 16 23 14 6 3 15 22 13 7 21 10 24 9 17 5 12 1 18 2 20 13 24 11 3 18 8 17 22 5 16 23 8 1 20 4 21 10 19 6 14 2 12 15 7 9.

    Тут задание сложнее. Надо сначала найти жирную единичку, а потомобычную и так до цифры 24. 80 секунд говорят о том, что внимательностьювас бог не обделил, больше 100 - надо всерьез заняться зрением. Может,обратиться к врачам. Но и без них научиться сосредотачиваться надорожных опасностях не составит особого труда. Обнаруживать их и делатьсоответствующие выводы - задача номер один.

    КУДА СМОТРЕТЬ, ЧТОБЫ ВИДЕТЬ

    В первую очередь надо научиться определять, что может угрожатьвашей безопасности. Тут круг довольно узкий: пешеходы, автомобили впотоке и те, что припаркованы у обочин или тротуаров, велосипедисты, атакже всяческие строения, будки, кусты, деревья, из-за которых может влюбой момент выехать машина или выскочить человек.

    Второе, на что надосмотреть пристально, - это светофоры, дорожные знаки, разметка.Третьими по значимости идут объекты, не представляющие опасности длявашего автомобиля, но отвлекающие ваше внимание: рекламные щиты,красивые девушки или парни, магазины, киоски, необычные автомобили илидаже знаки на них и так далее. Отсюда - советы профессиональныхводителей и медиков.

    * Предугадать опасность, которая ждет на пути, нельзя без взглядавперед на несколько сотен метров. Профессионалы считают, что надовидеть пару перекрестков впереди и примерно 50 машин, окружающих вас вгородском потоке. На трассе - просматривать перед собой дорогу минимумна 500-700 метров.

    * Наши дороги требуют особого внимания из-за своего ветхогосостояния. Поэтому нельзя "зацикливать" долгий взгляд на колдобинах иямах. И вообще следует чередовать быстрые осмотры общей обстановки наулице с продолжительной задержкой внимания на наиболее важном -светофорах, дорожных знаках, пешеходах, авто и так далее.

    * Не рекомендуется долго смотреть на один предмет или объект, дажеесли это очень интересно. Гаишники отмечают, что непомерное любопытствок ДТП на дороге приводит самих любопытствующих к аварии.

    * Ни в коем случае не рекомендуется отвлекаться на второстепенныепредметы и объекты, не имеющие отношения к движению. Например, долгорассматривать номерные знаки на автомобилях, рекламные щиты, внешностьдругих водителей.

    * На большой скорости ваш взгляд должен быть более цепким. Если выне успеваете оценивать быстро меняющуюся обстановку, лучше сбавьтескорость. То же самое надо сделать и в темное время суток, в дождь илив пасмурную погоду.

    ОДИН РАЗ ОТМЕРЬ, НО ТОЧНО

    Глазомер - вещь тонкая. К сожалению, у многих водителей он слаборазвит. Тех, кто умеет протиснуться в небольшой просвет между машинамив городском потоке или близко подъехать к бордюру, называют "миллиметровщиками". И они этим гордятся. Между тем способностьопределять расстояние от своего автомобиля до объектов впереди и побокам можно натренировать и самому.

    На пустынной площадке разложите картонные коробки. Подъехав к нимна какое-то расстояние, выйдите и измерьте его. Несколько тренировокдадут результат: вы будете определять дистанцию на глаз, подъезжая ккоробкам почти вплотную. Проделайте это на различных скоростях. Рывок -остановка. Но не увлекайтесь. Даже в плотном городском потоке нельзяподбираться к автомобилю впереди ближе чем на два метра: если этамашина заглохнет, вам придется ее объезжать.

    За городом некоторые специалисты определяют дистанцию, измеряя еене только метрами, но и секундами. Цель - узнать, за какое время выможете остановить свою машину, чтобы не наехать на идущую впереди, еслис той что-то случится. Одна секунда длится ровно столько, сколько выпроизносите фразу "один - двадцать два".

    Глазомер должен "работать" не только вперед, но и вбок. Длятренировки по-пробуйте проезжать мимо тех же коробок правым, потомлевым бортом как можно ближе. Снова выходите и измеряйте расстояние.

    Следующий этап. Соорудите из коробок коридор. Сначала пошире, потомвсе уже и уже. Старайтесь проехать так, чтобы от правого и левого бортаоставалось одинаковое расстояние. И снова не увлекайтесь: боковаядистанция не должна быть меньше 20-30 сантиметров. Обязательнообращайте внимание на свои зеркала и чужие. Очень часто водители,проезжая мимо ряда припаркованных машин, "целуются" зеркалами. А онидорого стоят.

    Последний момент самый сложный. Во что бы то ни стало надонаучиться определять, где останавливаются колеса вашего автомобиля. Ихиз салона не видно. Поэтому выройте ямки и пробуйте пройти колесамирядом, останавливаясь прямо перед ними. Тут придется попотеть. Зато вконце вы научитесь припарковывать автомобиль достаточно близко кбордюру тротуара и не задевать его дисками.

    ОСТОРОЖНО: ДОЖДЬ!

    Когда с неба сыплет, видимость резко падает. Поэтому даже принебольшом дождике надо включать стеклоочистители и периодическибрызгать на ветровое стекло водой или жидкостью для мытья стекол. Этопомогает убирать грязь, не размазывая ее. Особенно важно это делать загородом, на проселках. При обгоне в дождь щетки-дворники должныпостоянно работать. Ведь идущий впереди автомобиль поднимает колесамимного грязной воды. Если же встречная машина окатывает ваш автомобильдушем, научитесь держать глаза открытыми. Не бойтесь: вода стекло непробьет, а вы будете видеть, что происходит на дороге.

    Не стоит забывать и о том, что во время дождя при теплой погодеокна изнутри автомобиля сильно запотевают. И происходит это оченьбыстро: раз - и уже ничего не видно.

    Не пытайтесь в это время хватать тряпку и тереть стекла. Это непоможет, если нет специальной ветоши для протирки. Тогда лучше включитьна полную мощность обдув лобового стекла и сбавить скорость. Пеленаспадет за полминуты.

    ПО УТРАМ И ВЕЧЕРАМ

    Многие водители знают, что глаза надо постоянно "подкармливать"витаминами, нажимать на морковь, чернику и прочие ягоды. Однако важнаеще и постоянная гимнастика для глаз. Предлагаем для повседневныхтренировок методику народного целителя и моего приятеля ВалимаМелик-Нубарова.

    * Каждое утро делайте гидротермические ванны. Смачивая салфетки тов горячей, то в ледяной воде, прикладывайте их к закрытым векам.

    * Медленно переводите взгляд, не двигая при этом головой, с потолкана стену, на пол, вновь на стену - сверху вниз и наоборот. Затем справаналево и обратно. Далее повращайте глазами по часовой стрелке и против.Каждое упражнение надо выполнить раз по 10.

    * Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание. Наклонитесь вперед,крепко зажмурьте глаза на 5 секунд и напрягите мышцы грудной клетки.Это упражнение можно делать в течение дня раз 10, лучше на свежемвоздухе.

    * Каждый день, чтобы снимать напряжение глаз, важно смотреть назакат и восход солнца. Если оно спряталось за тучами, замените небесноесветило лампой. Предостережения два: смотреть надо только одним глазом,а не двумя и не на солнце или лампу, а в пространство вокруг них. Когдавы зажмуритесь после процедуры, то увидите светящиеся точки. Чем ихбольше, тем больше и пользы.

    СОВЕТ ИЗ КРЕМЛЯ

    Чтобы надежно ориентироваться в дорожной обстановке, кремлевскимводителям инструкторы рекомендуют определять (причем перед каждойпоездкой), какой глаз видит лучше - правый или левый. Делается это безпосторонней помощи. В листе бумаги вырезается круглое отверстиесантиметров 10 в диаметре. Затем нужно взять этот лист и держать егоперед собой на вытянутых руках. Далее окошко в листе надо направить накакой-нибудь предмет - часы на стене, например. Закройте один глаз,потом другой и сделайте вывод. Если, допустим, при взгляде левым глазомчасы "поехали" в сторону, а при взгляде правым остались в центре, тоэто значит, что доминирующий глаз правый. Значит, во время ездыводителю надо больше уделять внимания той стороне, где расположен "хромающий" глаз, то есть левой.

    ПРИГОДИТСЯ В ПУТИ

    Неприятно, но факт: водители не знают, как тренировать глаза, чтобыони видели хорошо. Между тем есть для этих чувствительных органовспециальная гимнастика, которая помогает улучшить зрение, даже если оноу вас не на высоте. Что говорить, мало кто знает, например, как "убрать" усталость с глаз в долгой дороге. А упражнение совсемнезамысловатое. Если "очи черные" покраснели, стали сухими, а подвеками будто появился песочек, надо крепко сжать веки, несколько разчасто поморгать и опять сильно зажмуриться. Процедуру желательноповторять до тех пор, пока глаза не станут влажными.

    Когда вы за рулем, пригодится и такой прием. Он хорош для ночнойезды. Чтобы вас не ослепляли фары встречных машин, надо за несколькометров до встречи, когда свет вот-вот "ударит", прикрыть один глаз.Через пару секунд открыть его и зажмурить другой. А потом уже смотретьдвумя.
    Взято с Украины Криминальной
    Добавить в избранное